EGO («Я», лат.) + SKOPEO («исследовать», греч.)
Метод предполагает проведение психодиагностических исследований на сенсорном мониторе-планшете с контролем в процессе тестирования динамики физиологических показателей и моторики руки испытуемого для дополнительной объективизации результатов исследований, и обеспечивает синхронное автодокументирование процесса тестирования и всех регистрируемых показателей для дальнейшего совместного анализа.
Метод релизуется с помощью программно-методического обеспечения "ПМО объективного психологического анализа и тестирования "Эгоскоп" и может применяться в психологии и психофизиологии, медицине и спортивной медицине, в реабилитационно-восстановительных центрах и санаторно-курортных учреждениях, в психоневрологических диспансерах и клиниках, в научных организациях, частной практике и т.д. c использованием различных медицинских приборов производства НПКФ "Медиком МТД".
Основным прибором реализующим метод эгоскопии является "Комплекс объективного психологического анализа и тестирования "Эгоскоп"
Метод эгоскопии дополняет известные методики исследования личности, позволяет использовать инновационный подход к тестированию для создания новых оригинальных и эффективных методик.
Метод имеет следующие особенности:
- Дополнение преимуществ психологических и психофизиологических методик исследования личности оценкой эмоциональных реакций, сопровождающих выполнение заданий на основе анализа трендов физиологических показателей, относящихся к разным системам организма (ВНС, ЦНС) и учёта поведенческих реакций при тестировании с использованием оригинальных способов обработки данных.
- Автодокументирование проективных методик, включающее автоматическое сохранение результатов выполнения проективных методик (рисование, написание), с использованием графического планшета или монитора-планшета.
- Построение профиля смысло-физиологической значимости по различным смысловым кластерам, которые в том или ином виде отражены в диагностическом сценарии, оценка степени достоверности проведенных расчетов, степени близости/удаленности различных смысловых кластеров между собой, трехосевое представление интегральных показателей по смысловым кластерам, построение матрицы согласованности изменений по различным сигналам, и т.д.
- Удобство работы с полученными графическими образами (группировка, масштабирование, центрирование, объединение, сортировка), а также различные возможности формирования выходных документов по исследованию для печати.
- Гибкий и мощный редактор формирования сценариев позволяющий создавать пользователю необходимые ему новые сценарии тестирования.
- Технология проведения исследования и структура сценариев построены таким образом, чтобы свести к минимуму возможность влияния на результаты обработки различных психологических защит и целенаправленных попыток искажения информации.
- Некоторые сценарии могут параллельно решать и психотерапевтические задачи с использованием известных методов психосинтеза, словесных ассоциаций, когнитивно-поведенческой терапии и пр.
Пример проведения теста «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» на графическом сенсорном мониторе-планшете.
Психолог в любой момент может просмотреть и проанализировать весь процесс тестирования и результаты тестирвания полученные в итоге проведённого исследования, а также сравнить их с результатами других исследований этого испытуемого.
Выполнение теста на помехоустойчивость с применением монитора-планшета
Результаты прохождения теста «Шульте-Платонова».
На экране в виде синих линий видна последовательность ответов испытуемого
Теперь психолог может видеть объективные показатели того, насколько долго испытуемый задумался над ответом, насколько уверенно он пишет ответ на него и какой текст изнальчально был написан перед тем, как испытуемый его заштриховал и какие эмоции он в это вложил.
По окончании тестирования, исследователь, кроме таблиц ответов на тесты получает дополнительные данные в виде профиля смыcло-эмоциональной значимости.
Технология проведения исследования предполагает два основных варианта работы.
Первый (основной) вариант работы использует свойство планшета или монитора-планшета сохранять в памяти ПК все аспекты движения руки испытуемого со специальным пером при выполнении теста, а также возможность отображать на экране монитора позицию кончика пера ручки, когда оно находится на расстоянии до 12 мм от поверхности планшета, что что не только облегчает рисование или написание ответов на вопросы теста, но и позволяет реализовать различные психофизиологические методики, например, статическую и динамическую тремометрию, красно-чёрные таблицы Шульте-Платонова и др.
Второй вариант работы используется при бланковом тестировании, для чего на планшете закрепляется необходимый бланк с вариантами ответов на задания конкретного теста или с полями для рисования или написания текста. В ряде случаев рекомендуется использовать специальную ручку с чернилопишущим стержнем (приобретается дополнительно).
Сигнал ЭЭГ (по одному биполярному отведению) характеризует когнитивную деятельность и состояние центральной нервной системы (канал Х)
Сигналы ЭКГ, ФПГ, КГР характеризуют состояние вегетативной нервной системы и эмоциональное состояние испытуемого (канал Y)
Интерпретация физиологических показателей в виде каналов X и Y, а также канала Z (моторная реакция руки) включается в профиль смыcло-эмоциональной значимости.
При необходимости углублённого анализа результатов тестирования, специалист может открыть записанное исследование из электронной картотеки (базы данных) и детально просмотреть динамику изменения физиологических показателей при ответах на каждый вопрос.
Регистрация физиологических показателей в ходе проведения когнитивного теста. Фиолетовый маркер на сигналах отмечает момент предьявления одного из вопросов теста.
В сигнальном окне видны изменения КГР при ответах на ряд вопросов теста. Время ответов отмечено маркерами.
Типовой вариант устанвки электродов для регистрации физиологических показателей
Результаты тестирования дополнительно анализируются с помошью профиля смыcло-эмоциональной значимости (СЭЗ), отражающего физиологические и психомоторные реакции испытуемого на задаваемую тематику (смысловые кластеры). Степень выраженности, направленности и вариабельности реакций при выполнении заданий сопоставляется с результатами тестов по вариантам ответов испытуемого.