В библиотеку тестов психодиагностического комплекса «Эгоскоп» входят адаптированные к технологии автодокументирования и пиктополиграфии тесты, в полной мере использующие функциональные возможности комплекса при интерпретации результатов
- Психологические тесты-опросники предназначены для выявления индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, психических свойств и состояний. Позволяют оценить различные характеристики: тревожность, склонность к девиантному поведению, нервно-психическое напряжение, агрессию, акцентуации характера, темперамент, соотношение интернальности-экстернальности, склонность к риску, жизнестойкость, стрессоустойчивость, мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач, смысло-жизненные ориентации, используемые психологические защиты, профессиональные предпочтения и пр.
- Проективные тесты позволяют выявить эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях, прогнозировать поведение при межличностных взаимодействиях, учитывать мотивы поведения, фрустрационные реакции в условиях трудовой деятельности, оценить склонность к агрессивному поведению и пр.
- Когнитивные тесты позволяют оценить уровень общих умственных способностей и структуру интеллекта, логичность мышления (установление закономерностей), способность к обобщению и анализу информации, пространственному мышлению, гибкости мыслительных процессов, внимания, определить коэффициент интеллекта (IQ) и пр.
- Психофизиологические тесты позволяют оценить: параметры внимания, функциональное состояние и степень активации ЦНС, работоспособность, скорость и безошибочность принятия решений, утомляемость, помехоустойчивость в условиях моделируемых зрительных помех, а также уравновешенность процессов возбуждения и торможения, качество психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации, силу нервных процессов, функциональное состояние зрительного анализатора, степень инертности нервных процессов, статистическую и динамическую силовую выносливость.
- Библиотека тестов психодиагностического комплекса включает в себя около 100 различных тестов и обновляется без уведомления. Информация о составе библиотеки на текущий момент предоставляется по запросу
- Адаптация необходимых потребителю тестов под технологию автодокументирования и пиктополиграфии, включение их в библиотеку и создание новых специализированных тестов осуществляется по заказу.
Тест-опросник «Уровень субъективного контроля»
Сопоставление профиля СЭЗ (вверху) и стандартного профиля (внизу) показывает, что значение шкалы «семейные отношения» теста «УСК» попадает в середину популяционной нормы, но при этом имеет максимальную индивидуальную эмоциональную значимость по профилю СЭЗ. Это может быть связано с существенно меньшей подконтрольностью семейных отношений для испытуемого по сравнению с другими шкалами (отличие на 4-5 стенов).
Когнитивный тест тест IQ Айзенка
При выполнении заданий группы «Пропущенное слово» (3-й столбец слева) испытуемым показаны наихудшие результаты. На профиле СЭЗ по этой категории заданий видно максимальное отклонение вправо, что отражает относительно более высокие психофизиологические затраты испытуемого, связанные с определенными трудностями при выполнении такого рода заданий. Наилучшие результаты соответствуют заданиям, относящимся к группе «Анаграмма» (1-й столбец). На профиле СЭЗ видно максимальное отклонение влево, что соответствует относительно малым затратам при выполнении заданий этой группы.
Тест юмористических фраз
Тест юмористических фраз (ТЮФ) представляет собой оригинальную методику диагностики, которая помогает определить, что движет поступками человека и чем мотивирована его деятельность. Обследуемый должен отнести показываемые ему фразы к той или иной теме (например, «Деньги», «Карьера», «Секс», «Семейные неурядицы» и пр.).
По профилю СЭЗ видно, что «сексуальные отношения» и «глупости» волнуют обследуемого (максимальные отклонения на профиле), хотя стандартный профиль теста показывает низкие значения по этим шкалам, что может говорить о желании испытуемого скрыть свое отношение к этим темам.
Тест ролевой самоидентификации
Пример создания авторского теста (автор д.м.н. Юрьев Г.П.)
Тест был создан автором с помощью возможностей редактора сценариев тестов комплекса «Эгоскоп». Пример иллюстрирует возможности построения проективных тестов по произвольным категориям для решения клинических или научных задач. Тест ролевой самоидентификации иcпользуется автором для оценки различных социальных ролей человека, характеризующих личностное восприятие себя в разных ролях и состояниях, например «Я лидер», «Я подчиненный», «Я пессимист» и пр.
Графические образы, нарисованные испытуемым по каждой из этих ролей (на рис. справа), анализируются психологом привычным для проективных тестов способом, причём при интерпретации результатов психолог учитывает профиль смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ), отражающий характеристики этих ролей на основе расчетных психофизиологических и психомоторных показателей (на рис. ниже), что позволяет более объективно оценить проблемные социальные роли или их сочетания.
В приведенном примере анализируется достаточно часто встречающаяся ситуация ухудшения самочувствия (головные боли, усталость, раздражительность, нарушения сна, страх ошибиться) у человека после повышения личного социального статуса (продвижение по службе), что казалось бы вступает в противоречие с его карьерными ожиданиями и достижениями.
Представленный профиль СЭЗ отражает один из вариантов психологического вампиризма, при котором пациент в жизни реализует преимущественно комфортные (+) для него интуитивно-эмоциональные модели «жертвы» («я – жертва», «я – трус», «я – эгоист»), и, соответственно, избегает внутренне-внешних (-) дискомфортных для него моделей лидерства и ответственности («я – лидер», «я – взрослый», «я – оптимист»). На основании полученных результатов, в процессе посттестовой беседы и реконструкции модели поведения назначен психотерапевтический курс, после которого у пациента были сформированы новые мотивации и алгоритмы их реализации, при этом его самочувствие улучшилось.
Красно-черные таблицы Шульте-Платонова
Целью методики является оценка переключения и распределения внимания с помощью таблицы с клетками, в которых расположены в случайном порядке черные и красные цифры. На первом этапе необходимо найти и отметить черные числа в порядке возрастания, на втором – красные в порядке убывания, на третьем – чередуется поиск черных чисел в порядке возрастания и красных чисел в порядке убывания.
Помимо тестирования данная методика применяется для тренировки и развития внимания.
Возможность автодокументирования процесса прохождения теста позволяет в этом тесте зафиксировать не только общее время прохождения и количество верных и ошибочных ответов, но также по траектории перемещения пера оценить эффективность поиска нужных чисел. Дополнительный профиль СЭЗ позволяет оценить психофизиологическую цену деятельности.
Динамическая и статическая тремометрия
Динамическая и статическая тремометрия (координациометрия)
Метод определения точности воспроизведения движений и их пространственных характеристик. Применение монитора-планшета со специальным пером позволяет, в отличие от аналогов, изменять параметры траектории (форму, ширину и длину трассы и т.д.), а также применять специальный режим, задающий скорость прохождения трассы.
Тесты сенсомоторных реакций
(оценка внимания, помехоустойчивость)
Тест «Помехоустойчивость» в сочетании с тестом «Оценка внимания» используется для оценки влияния дополнительных мешающих факторов (моделируемые зрительные помехи) на функциональное состояние ЦНС, работоспособность, скорость и безошибочность принятия решения, утомляемость.