эгоскоп
Комплекс
объективного психологического
анализа и тестирования
ЭГОСКОП
Оригинальный метод психологического
и психофизиологического тестирования
Корпоративный сайт
ООО НПКФ "Медиком МТД"
Сайт о тренинге и реабилитации
с биологической обратной связью

Функциональные возможности основного ПМО "ЭГОСКОП"

Краткий перечень функциональных возможностей ПО «Эгоскоп»

  • Программная поддержка работы с графическим планшетом.
    Отображение рисуемых испытуемым графических образов, слов, цифр и так далее на графическом планшете (мониторе-планшете) в специальном окне.

  • Синхронная регистрация физиологических сигналов и параметров рисования.
    Количество и типы регистрируемых физиологических сигналов определяются выбранной конфигурацией съема. С графического планшета регистрируются динамика перемещения пера по координатам X, Y и давления на перо, время задержки перед началом рисования графических образов и время задержки перед переходом к следующему этапу.

  • Программная поддержка работы с графическими образами.
    Просмотр, масштабирование (коэффициенты: 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5), центрирование, наложение (объединение рисунков в одном окне), сортировка и группировка графических образов по заданным критериям.

  • Совокупный математический анализ трендов физиологических показателей и показателей моторики руки
    Расчет матриц количественных показателей по всем выбранным сигналам и проведенным этапам в конце каждой серии исследования, автоматическое формирование групп графических образов согласно заданным критериям

  • Представление результатов анализа.
    1. Таблицы и графики трендов расчетных показателей.
    2. Профиль смысло-эмоциональной значимости.
    3. Сопоставление профилей смысло-эмоциональной значимости.
    4. Трехмерное представление трассы усредненных значе-ний 3D-образа в осях векторов X, Y, Z по всем этапам каждой серии.
    5. Протокол проведенного исследования с табличными и графическими формами представления результатов обработки.
    6. Контроль поисковой активности испытуемого при выполнении заданий (без контакта пера с планшетом).
    7. Выходные печатные документы по результатам обработки.

  • Настройка ПО под конкретного пользователя.
    Настройка параметров отображения на экране, обработок и печати.

Форма предъявления задания по проективным методикам на примере теста рисуночной фрустрации для деловых ситуаций.

Подготовительный этап

В картотеке (базе данных) исследований создаётся запись об испытуемом либо открывается уже существующая запись для добавления нового исследования.

Психолог выбирает необходимый тест и запускает его сценарий на ПК.

Также психолог может внести изменения в существующий тест с помощью редактора тестов и затем сохранить его.

Прохождение теста

При выполнении сценария, задания теста предъявляются испытуемому на мониторе или мониторе-планшете.

На мониторе психолога отображаются этапы выполнения сценария, физиологические показатели, ответы испытуемого.
При необходимости, сценарий может быть остановлен или изменён.

Испытуемый выполняет задания, определенные в рамках конкретного сценария: отвечает на вопросы, выбирает какой-то из представленных ему вариантов ответа или образа, пишет слова или фразы в соответствии с предлагаемой инструкцией с помощью графического планшета или монитора-планшета, выполняет психофизиологические тесты с применением соответствующих дополнительных принадлежностей.

В ходе выполнения заданий теста, комплекс "Эгоскоп" производит синхронную регистрацию физиологических сигналов (количество и типы регистрируемых физиологических сигналов определяются выбранной конфигурацией съема и используемым типом прибора) и показателей моторики руки испытуемого (динамика изменения координат X, Y и давления на перо, времен задержки перед началом рисования графических образов и подтверждения его окончания – перехода к следующему этапу).
Также ответы испытуемого в текстовом или графическом виде автоматически сохраняются в ПК психолога с привязкой по времени к остальным записанным данным.

Анализ результатов

По окончании сценария по каждому тесту производятся расчеты, которые выводятся на экран в табличном или графическом виде.

Благодаря синхроннной записи данных, а также тому, что они хранятся в базе, психолог может всегда (сразу же после исследования или позже, в любой другое время) сопоставить любой единичный фрагмент теста (например ответ на один из вопросов) со значениями физиологических показателей и показателей моторики руки в этот момент времени.

Сервисные возможности позволяют формировать выходные печатные документы, включающие в себя фрагменты записанных исследований и результатов анализа.
Общепринятым является разделение методов психодиагностики на субъективные (интроспективные), объективные (экстраспективные) и проективные.

Субъективные или интроспективные методы основываются на высказываниях испытуемого. К ним относятся беседа, автобиография, опросники, самооценочные бланки и т.п.
Эти методы являются субъективными с точки зрения испытуемого. Интерпретация и оценка интроспективных данных во всех случаях требует учета субъективных искажений вследствие неискренности или осознанной лжи испытуемого лица. С этой целью вводятся так называемые шкалы лжи или искренности.

К объективным или экстраспективным методам относятся тесты достижений, перцептивные или моторные тесты, оценочные шкалы. Под объективностью здесь понимается независимость методов от желания испытуемого дать искаженные результаты.

Проективные методики основаны на предположении, что неопределенный и малоструктурированный стимульный материал является, образно говоря, проекционным экраном, посредством которого испытуемый отображает свои личностные установки, тенденции, желания, мотивы и проблемы в определенных образах и реакциях.

Таким образом, психолог получает возможность непосредственно наблюдать скрытые стороны психики пациента.

Проективные методики достаточно сложны и субъективны в интерпретации, так как точность ее содержания в большей степени зависит от личного опыта психолога и его творческого склада. Тем не менее, неоспоримым преимуществом проективных методов является их объективность со стороны испытуемого, так как он не подозревает, что он о себе сообщает.

Для повышения объективизации исследования структуры личности, диагностики причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты), выявления степени эмоциональных откликов испытуемого на темы с тем или иным содержанием в комплексе используется оригинальный запатентованный способ регистрации физиологических показателей и параметров моторики руки испытуемого в процессе проведения исследований и тестирования.

Такой подход дополняет известные методики исследования личности благодаря включению в них эмоционально-оценочной шкалы, которая позволяет объективно дифференцировать индивидуальную значимость стимулов по степени экспрессии и смысло-энергетической согласованности ментальной, вегетативной и графической составляющих, синхронно регистрируемых в процессе экспериментальной микромодельной деятельности человека.

В рамках эгоскопии используются общеизвестные проективные методики, тесты-опросники и психофизиологические тесты. Пользователю также предоставляется возможность создавать тесты самостоятельно с учетом особенностей личности испытуемого и цели тестирования. Для этого используется "редактор сценариев". Таким образом обеспечивается инновационный подход для повышения эффективности и объективности тестирования.

Вид окна встроенного редактора - на примере теста «Индивидуальный типологический опросник» по Собчик

    Встроенный редактор имеет следующие возможности:
  • открытие / редактирование / сохранение / удаление сценария
  • добавление / удаление этапа или группы этапов
  • изменение очерёдности этапов внутри сценария
  • задание маски физиологических сигналов, по которым будут рассчитываться количественные показатели и задание признака инверсии для каждого из используемых физиологических сигналов
  • задание маски параметров электронного планшета, по которым будут рассчитываться количественные показатели, и задание признака инверсии для каждого параметра.
  • задание иерархической структуры шкал сценария, справочников шкал (одиночных и групповых кластеров), справочников вариантов ответа на тесты, обозначения наименования этапа, включение показа вариантов ответов, автоматическое включение звукового сигнала при переходе на следующий этап, задание длительности исполняемых и вспомогательных этапов.

Возможности ПМО "Эгоскоп" на этапе анализа результатов тестирования


Графические образы (написанные или нарисованные испытуемым)
  • Просмотр образов, относящихся к проведённому исследованию. Каждый графический образ сопровождается надписью, соответствующей имени этапа, например, «Я – ОПТИМИСТ»
  • Увеличение/уменьшение образа на экране
  • Центрирование образа – привязка всех графических образов к центру окна
  • Изменение последовательности представления графических образов по сериям с учетом сортировки по заданным расчетным векторам (это позволяют исследователю не только познакомиться с выделенными по формальным критериям группами, но и более детально проанализировать тенденции по всем остальным графическим образам, не попавшим в эти группы)
  • Просмотр графических образов, относящихся к выбранной группе (например, образов, относящихся только к словам или только к рисункам)
  • Выделение контуром разного цвета, образов, попавших в различные группы
Профиль смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ)

Профиль СЭЗ отражает степень эмоциональной реакции испытуемого на выполняемые им задания или предъявляемые ему стимулы.
Эта форма отображения данных базируется на результатах совместной обработки физиологических данных и показателей моторики руки (интенсивность реакций – отклонение, вариабельность реакций, значимость или достоверность отклонения показателей относительно нулевой оси профиля, соотношение модальных компонентов по разным каналам входных потоков данных) в привязке к этапам сценария или списку смысловых кластеров (одиночных или групповых, в зависимости от выбранного иерархического уровня профиля).
  • Настройка параметров расчета и отображения профиля СЭЗ
  • Настройка оси профиля.
  • Формирование выходных документов профиля смысло-эмоциональной значимости и их печать.
    Предусмотрена возможность работы с несколькими профилями СЭЗ:
  • Сопоставление профилей одного и того же испытуемого, но полученных в разное время (например, до реабилитации и после).
  • Сопоставление профилей разных испытуемых.
  • Получение группового профиля по выбранным исследованиям.
  • Сопоставление группового и единичного профилей.
  • Получение разностных или суммарных профилей на основе сопоставляемых профилей.
3D-представление «трассы» интегральных нормированных показателей (ИНП)

Эта форма представления результатов относится предназначена для пространственного представления (XYZ) динамики изменения положения ИНП. Оси X,Y Z отражают данные ЦНС, ВНС и психомоторики.
На этой форме можно посмотреть, какие задания (этапы) привели к существенным отклонениям ИНП и какое соотношение компонентов при этом наблюдалось.
  • Представление таблицы ИНП по всем этапам текущей серии.
  • Трехмерное представление трассы ИНП в осях векторов X, Y, Z по всем этапам каждой серии, либо выбранным группам, либо смысловым кластерам.
  • Расчет индексов модальных компонентов – QX, Qy и Qz, отражающих степень выраженности и значимости парциального вклада каждой модальности данных (X – ЦНС, Y – ВНС, Z – психомоторика) в структуре общей эмотивной реакции ИНП.
Настройка принадлежности этапов (стимулов) к заданным группам одиночных смысловых кластеров (ОСК) и групповых смысловых кластеров (ГСК)

Примеры форм отображения результатов тестирования


Профиль СЭЗ по результату прохождения теста "Госпитальная шкала тревоги и депрессии"

Отображение результата прохождения теста "Госпитальная шкала тревоги и депрессии" в виде гистограммы

Отображение результата прохождения теста "Индивидуальный типологический опросник" в табличном виде


Отображение результата прохождения "Морфологического теста жизненных ценностей" в виде горизонтальной линейчатой диаграммы

Выявление "зачёркнутого текста"

Результаты прохождения теста "Шульте-Платонова"


Отображение результата прохождения теста "Индивидуальный типологический опросник" в виде лепестковой диаграммы

Отображение результата прохождения "Опросника Айзенка «EPQ»" в виде точечной диаграммы

Пример графической части протокола теста "Простая зрительно-моторная реакция" (ПЗМР)