- Библиотека тестов психодиагностического комплекса включает в себя около 100 различных тестов и обновляется без уведомления. Информация о составе библиотеки на текущий момент предоставляется по запросу.
- Адаптация необходимых потребителю тестов под технологию автодокументирования и пиктополиграфии, включение их в библиотеку и создание новых специализированных тестов осуществляется по заказу.
Применяется для выявления предрасположенности к акцентуациям характера и выраженным акцентуациям.
Опросник состоит из 88 утверждений. По результатам тестирования рассчитываются следующие типы акцентуации: Гипертимный, Возбудимый, Эмотивный, Педантичный, Тревожный, Циклотимный, Демонстративный, Неуравновешенный, Дистимный, Экзальтированный.
Опросник был адаптирован Г.Шмишеком в 1970 г.
Опросник состоит из 88 утверждений. По результатам тестирования рассчитываются следующие типы акцентуации: Гипертимный, Возбудимый, Эмотивный, Педантичный, Тревожный, Циклотимный, Демонстративный, Неуравновешенный, Дистимный, Экзальтированный.
Опросник был адаптирован Г.Шмишеком в 1970 г.
Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения
в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности
к алкоголизации, делинквентности и др.). ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами,
получившими специальную подготовку по медицинской психологии.
Адаптированный Л.Н. Собчик вариант теста ММРI состоит из 566 утверждений. СМИЛ является универсальной методикой характерологического обследования личности,
дающей возможность получить разносторонний психологический портрет для последующего анализа личностных проблем, а так же для выдвижения гипотез относительно
психического здоровья испытуемого.
После выполнения теста осуществляется расчет показателей по следующим шкалам:
Шкалы достоверности: ? – ответы «не знаю»; L – ложь; F – достоверность; K – коррекция.
Основные шкалы: социальная интроверсия; невротический сверхконтроль; пессимистичность; эмоциональная лабильность; импульсивность; мужественность- женственность; ригидность; тревожность; индивидуалистичность; оптимизм и активность.
Дополнительные шкалы: диссимуляция, женственность интересов, эскапизм, эмоциональная незрелость, алкоголизм, преступность, социальная желательность, язвенный тип личности, интеллектуальная эффективность, интеллектуальный коэффициент.
После выполнения теста осуществляется расчет показателей по следующим шкалам:
Шкалы достоверности: ? – ответы «не знаю»; L – ложь; F – достоверность; K – коррекция.
Основные шкалы: социальная интроверсия; невротический сверхконтроль; пессимистичность; эмоциональная лабильность; импульсивность; мужественность- женственность; ригидность; тревожность; индивидуалистичность; оптимизм и активность.
Дополнительные шкалы: диссимуляция, женственность интересов, эскапизм, эмоциональная незрелость, алкоголизм, преступность, социальная желательность, язвенный тип личности, интеллектуальная эффективность, интеллектуальный коэффициент.
Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF). Методика отражает модель индивидульно-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное
поведение в определенных жизненных ситуациях. Данный вариант теста рассчитан на работу с людьми старше 16 лет.
В результате диагностики личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными личностями: шизотимия – аффектотимия, интеллект (абстрактность – обучаемость), сила «Я» (эмоциональная зрелость – незрелость), доминантность – подчиняемость, импульсивность-сдержанность, сила «Сверх-Я» (совестливость – недобросовестность), решительность – робость, эмоциональная уравновешенность – лабильность, аффективная ригидность (доверчивость – подозрительность), прагматизм – непрактичность, социальная зрелость, актуальная тревога на текущие события, консерватизм – радикализм, зависимость от окружающих, контроль поведения, фрустрированность.
В результате диагностики личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными личностями: шизотимия – аффектотимия, интеллект (абстрактность – обучаемость), сила «Я» (эмоциональная зрелость – незрелость), доминантность – подчиняемость, импульсивность-сдержанность, сила «Сверх-Я» (совестливость – недобросовестность), решительность – робость, эмоциональная уравновешенность – лабильность, аффективная ригидность (доверчивость – подозрительность), прагматизм – непрактичность, социальная зрелость, актуальная тревога на текущие события, консерватизм – радикализм, зависимость от окружающих, контроль поведения, фрустрированность.
Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка». По мнению Р. МакКрае и П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти
независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического
портрета личности.
Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. С помощью пятиступенчатой оценочной шкалы Лайкерта оценивается степень выраженности каждого из 5 факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность.
Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. С помощью пятиступенчатой оценочной шкалы Лайкерта оценивается степень выраженности каждого из 5 факторов: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность.
Интерперсональный диагноз Лири (Leary Interpersonal Diagnosis). Данная методика состоит из 128 заданий и предназначена для исследования представлений субъекта о
себе и идеальном "Я", а также для изучений взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и
взаимооценке.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный "представленческий" портрет к.л. ее члена, например, лидера и делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный "представленческий" портрет к.л. ее члена, например, лидера и делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Тест является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика преследовала цель эмпирической
валидизации ряда представлений об ощущение утраты смысла и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла
своей жизни и вытекающее из нее ощущение утраты смысла являются причиной особого класса душевных заболеваний – ноогенных неврозов, которые отличались от ранее
описанных видов неврозов.
На основе теста СЖО Д.А.Леонтьева созданы две процедуры. Сценарий процедуры СЖО К-20 создан на основе классических шкал Д.А.Леонтьева, в сценарии процедуры СЖО 20 5х4 используются шкалы, адаптированные для целей эгоскопии (5 шкал по 4 непересекающихся задания).
На основе теста СЖО Д.А.Леонтьева созданы две процедуры. Сценарий процедуры СЖО К-20 создан на основе классических шкал Д.А.Леонтьева, в сценарии процедуры СЖО 20 5х4 используются шкалы, адаптированные для целей эгоскопии (5 шкал по 4 непересекающихся задания).
Предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных
компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.
Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия - интроверсия, нейротизм, психотизм и шкалу искренности. На 101 вопрос испытуемый должен ответить "да" или "нет".
Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия - интроверсия, нейротизм, психотизм и шкалу искренности. На 101 вопрос испытуемый должен ответить "да" или "нет".
Методика предназначена для профконсультационной работы и состоит из 216 заданий, разделенных на три субтеста: "Деятельности", "Способности", "Карьеры".
В каждом задании испытуемому предлагается выбрать один из двух вариантов ответов. Тестируемые должны быть не моложе 17 лет и должны иметь как минимум среднее
образование. Согласно Голланду, главным при выборе профессии является не интеллектуальный потенциал, а качества, отвечающие за направленность личности
(ценностные ориентации, установки, отношения, интересы и т.д.). На основе выявления основных компонентов личностной направленности строятся шкалы по 6
гипотетическим типам личности: Реалистический, Исследовательский, Артистический, Социальный, Предпринимательский, Конвенциональный.
Возможно применение методики с интервалом в 2 – 3 года в целях изучения развития личности и изменения в окружающей профессиональной среде.
Возможно применение методики с интервалом в 2 – 3 года в целях изучения развития личности и изменения в окружающей профессиональной среде.
Методика разработана в 1979 году на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности H. Kellerman
Тест состоит из 45 заданий и позволяет диагностировать систему психологических защит, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма защит. Авторами был разработан структурный подход и установлена связь между эмоциями, защитами, состояниями, аффектами и диагностическими концепциями. Полученная информация используется для оценки возможной профессиональной деятельности. Если используются преимущественно примитивные механизмы защиты (отрицание, замещение, регрессия), то это, как правило, приводит к усугублению производственных конфликтов, если используются «зрелые» механизмы защиты (рационализация, компенсация, сублимация, интеллектуализация), то ситуация обычно разрешается успешно.
Тест состоит из 45 заданий и позволяет диагностировать систему психологических защит, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма защит. Авторами был разработан структурный подход и установлена связь между эмоциями, защитами, состояниями, аффектами и диагностическими концепциями. Полученная информация используется для оценки возможной профессиональной деятельности. Если используются преимущественно примитивные механизмы защиты (отрицание, замещение, регрессия), то это, как правило, приводит к усугублению производственных конфликтов, если используются «зрелые» механизмы защиты (рационализация, компенсация, сублимация, интеллектуализация), то ситуация обычно разрешается успешно.
Методика состоит из 44 заданий и предназначена для оценки интернальности/экстернальности, т.е., в какой степени человек ощущает себя активным субъектом
собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Анализируемые шкалы: общая интернальность,
интернальность в области достижений, неудач, производственных отношений, межличностных отношений, семейных отношений, отношения к здоровью и болезни.
Вариант А теста предназначен для исследовательских целей и требует ответов по 6-балльной шкале, вариант Б использует бинарную шкалу и предназначен для клинической психодиагностики
Методика УСК пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборах, семейном консультировании и т.д.
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Методика разработана в НИИ им. Бехтерева.
Вариант А теста предназначен для исследовательских целей и требует ответов по 6-балльной шкале, вариант Б использует бинарную шкалу и предназначен для клинической психодиагностики
Методика УСК пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборах, семейном консультировании и т.д.
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Методика разработана в НИИ им. Бехтерева.
Тест состоит из 75 утверждений и предназначен для оценки проявлений агрессии и враждебности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Выделяются следующие виды агрессии: физическая, косвенная, вербальная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.
Тест разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г.
Методика ДАП предназначена для выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) и делинквентному (антисоциальному) поведению, а также склонности к суициду.
Опросник состоит из 60 заданий и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на выявление военно-профессиональной нап¬равленности (блок «Военно-профессиональная направленность»), изу¬чения склонности к аддиктивному (блок «Аддиктивное поведение») и делинквентному (блок «Делинквентность») поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности (блок «Суицидальный риск») обследуемых лиц.
Методика ИТО (91 вопрос) представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н.Собчик теория ведущих тенденций. Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.
Методика может применяться для психодиагностических исследований личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п. Методика содержит 10 шкал, основные: экстараверсия, интроверсия, ригидность, лабильность, агрессии, сензитивности, тревожности, спонтанности и дополнительные лжи и аггравации.
Предназначен для определения склонности к риску при объективной физической опасности.
Методика содержит 25 вопросов, на каждый из которых испытуемый дает один из пяти возможных ответов. Сумма баллов определяет индивидуальный коэффициент склонности к риску. Методика применяется в отраслях, где деятельность может быть сопряжена с возникновением экстремальных условий.
Адаптированная версия (Д.А.Леонтьев и Е.И.Рассказова) опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Позволяет оценить способность личности выдерживать стрес¬совую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой лич¬ностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
Тест состоит из 45 заданий.
Шкала, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Предназначена для выявления предрасположенности к алекситимии. Алекситимия - неспособность описать собственные эмоции или понять чувства других, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, невозможность различить чувства и телесные ощущения, социально-личностный конфликт. Алекситимия рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний.
Тест адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева.
Тест предназначен для оценки значимости для личности жизненных ценностей (саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, престиж, достижения, социальные контакты, материальное положение, сохранение индивидуальности) в различных жизненных сферах (профессиональной, семейной, образования, увлечений и пр.), позволяет определять их направленность: эгоистически-прагматическую или духовно-гуманистическую, прогнозировать жизненную позицию и характер жизненного пути человека.
Основными целями применения могут быть: профориентация, профотбор в различных видах деятельности, бизнес-консультирование, социально-психологическое сопровождение избирательных компаний, психотерапия, образование.
Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г.Сенина.
Методика американского социального психолога К.Томаса (1973). Методика содержит 30 пар утверждений и предназначена для определения типических способов реагирования на конфликтные ситуации. С ее помощью можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.
Используются следующие шкалы, отражающие способы регулирования конфликтов: соревнование (конкуренция) как стремление к отстаиванию своих интересов в ущерб другому, приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого, компромисс – уступка в ответ на уступку, избегание – отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей, сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Тест предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к избеганию неудач», «Готовность к риску».
Личностный опросник. Предназначен для диагностики, мотивационной направленности личности на избегание неудач.
Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.
Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к успеху», «Готовность к риску».
Тест состоит из 36 утверждений и предназначен для выявления структуры мотивации. Используются следующие шкалы: мотивация достижения – познавательный мотив, состязательный мотив, мотив достижения успеха, внутренний мотив, мотив значения результатов, мотив сложности заданий; мотивация отношения – мотив инициативности, мотив самооценки волевого усилия, мотив самомобилизации, мотив самооценки личностного потенциала, мотив личностного осмысления работы, мотив позитивного личностного ожидания